Марк Абрамович

Йога

 

Вступление

В природе нет изолированных друг от друга событий и явлений, все в ней гармонично, взаимосвязано и взаимопроникновенно. Мы - человечество, и каждый его представитель в отдельности - частица материальной и полевой реальности, называемой природой, и в этом суть нашего с ней единства. Находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой на всех уровнях - физическом, интеллектуальном и энергетическом, человек не только может, но и должен поставить его под контроль сознания. Только такой путь дает возможность качественного скачка в понимании себя как субъекта этого взаимодействия.

Сознание Вселенной, как океан, миллионы лет вбирает в себя капли индивидуальных знаний, накапливает их и постоянно отдает человечеству, Мы не только родники, питающие океан знаний, но и проводники, участвующие в их круговороте. Философская система йоги наиболее фундаментально разъясняет не только начало и развитие Вселенной и ее Сознания, но и раскрывает смысл Освобождения, как непременного условия передачи опыта, накопленного индивидуальными “Я” человечества в сокровищницу Сознания Вселенной, как пути привнесения этого знания в нашу жизнь. Уже в древнейшем памятнике человеческого разума, каким является Ригведа (середина 2 тысячелетия до н. э.), не только содержится упоминание о йоге и йогах, но и излагается идея достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики. Упанишады (раздел вед, трактующий их философские аспекты) ссылаются на практику йоги как на средство самососредоточения, проникновения во внутренний мир и обретения истинного знания.

В санскрите слово “йога” означает связь, соединение, гармония; употребляется же в различных значениях: оно может обозначать просто “метод”, но также и “единение”. В Бхагаватгите говорится, что душа в ее земном состоянии живет отчужденно от высшей души, и корень страдания таится в этом разобщении и отчуждении. Для избавления от печали и страдания следует достигнуть духовного единения – “осознания двух в одном”, или йоги.

Наиболее полно философию йоги изложил великий мудрец Индии Капила (VII век до н. э.) в произведении “Санкхья сутра”. Однако основоположником йоги как учения, освещающего путь тем, кто стремится к созиданию духа как независимого начала, является Патанджали (II век до н.э.). Он выделил ее в самостоятельную систему, обобщив существующий к этому времени огромный опыт отдельных йогов.

Йога-сутра, или как ее еще называют, “Патанджали-сутра”, делится на четыре части - пада.

Первая часть – Самадхипада – посвящена природе, целям и формам йоги. В ней рассматриваются модификации “внутреннего органа” – читты, а также методы достижения йоги.

Вторая часть – Садханапада – отводится Крия-йоге, йоге действия, т.е. средствам достижения сосредоточения (самадхи).

Третья часть – Вибхутипада – дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых применением йоги на практике.

Четвертая часть – Кайвальяпада – посвящена описанию природы и форм освобождения.

Для очищения и просветления ума /читты/ Патанджали дает восемь средств:

  1. Яма – самоограничение, или правила общественного поведения вступившего на путь йоги.
  2. Нияма - воздержание, или правила, кодекс внутриличностной самодисциплины.
  3. Асана – поза, положение тела.
  4. Пранаяма – система дыхания, контроль над дыханием.
  5. Пратьяхара – подчинение чувств. Отрыв от чувственного восприятия.
  6. Дхарана – концентрация, сосредоточения ума на одном единственном объекте.
  7. Дхьяна – созерцание, медитация.
  8. Самадхи – высшее сосредоточение, самореализация.

Эти восемь этапов составляют восьмеричный путь классической йоги, это и есть та настоящая йога, которая изложена в Йога сутре Патанджали.

 

Патанджали

Йога сутра

(комментарий)

Часть 1. Самадхипада

Цели и формы Йоги, модификации внутреннего органа (читты) и различные методы достижения Йоги.

1 Вот даётся толкование Йоги.

2 Йога есть запрещение модификаций разума. Удержание его от обличений в различные формы.

Первопричиной мира, включающего в себя физические и психические объекты, такие как интеллект (будхи), ум (манас) и эго (аханкара) является пракрити - материальная основа и первопричина мира объектов. Ещё одним первоначалом мира свободное сознание (пуруша) или “Я”.

Все индивидуальные ”Я” - лишь частицы всеобщего Сознания Вселенной. Все различия между индивидуумами, их разумом, активностью и образом жизни имеют отношение не к “Я” как чистому сознанию, а к связанным с ним телам (в том числе и к организмам). Только в контакте с такими, обладающими разумом и сознанием ”Я” пракрити развёртывает цикл приобретения опыта. Этот опыт используется как исходная точка развития мира при следующем цикле.

Манас - это мыслительный потенциал - материя мышления, ум - это вибрация материи мышления и присущая оформившейся мысли форма. Когда ум (читта) связан с каким-либо объектом через материю ума (манас), он принимает форму, присущую энергетике этого объекта. “Я” познаёт объекты через модификации ума, своеобразные голограммы-копии, которые соответствуют форме энергетики познаваемых объектов. Когда ум переходит в то или иное сознательное душевное состояние, “Я” отражается в нём и считает его своим состоянием. Создаётся впечатление, что ”Я” само переходит из одного состояния в другое и переживает различные стадии жизни. В действительности, являясь частицей всеобщего Сознания Вселенной, “Я” выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических и психологических изменений. “Я” - всегда субъект, это то в нас, о чём мы не можем сказать моё или мой.

До тех пор, пока в уме происходят изменения или модификации, “Я” будет постоянно отражаться в нём, как в зеркале, и, без умения отличить себя от остального мира, будет отождествлять себя с ним. Эту зависимость нужно разорвать. Если мы хотим добиться освобождения, то мы, во-первых, должны научиться сдерживать излишнюю активность тела, чувств и ума и, во-вторых, прекратить все модификации разума. Когда в результате сознательного воздействия волны сознания утихают и оставляют ум в состоянии покоя, “Я” имеет возможность осознать себя тем, чем оно в действительности является - свободным, бессмертным, самосветящимся сознанием.

3 Целью Йоги является достижение такого состояния.

Любая практика возможна только в том случае, когда практикующий в совершенстве владеет её инструментом. Не отделив своего “Я” от модификаций разума, не ощутив разум и тело своим инструментом, практикующий никогда не проявит своей основной роли - свидетеля того, что составляет сущность модификаций разума.

4 Вне сосредоточения зрящий сливается с модификациями своего разума.

В познании мира органами чувств, в конечном смысле умом, сам акт познания и объект мышления являются различными состояниями сознания, но ум, переходя в то или иное сознательное душевное состояние, заставляет “Я” отражаться в нём, сливаться с ним.

Отсюда создаётся впечатление, что “Я” само переходит от одного состояния к другому и начинает рассматривать себя как субъект, подверженный изменениям. Состояния, такие как сон - только функции ума. “Я” считает, что оно содержится в этих функциях только потому, что отражается в этих модификациях и в результате сливается с ним.

5 Есть пять модификаций разума, которые могут быть связаны, или не связаны со страданием.

6 Таковы: правильное знание, заблуждение, воображение, сон, память.

7 Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства.

Йога признаёт три независимых источника познания: восприятие, логическое умозаключение и компетентное свидетельство.

Сознанием или разумом обладает только “Я”, но оно не имеет возможности непосредственного восприятия объектов. Такой возможностью обладает только организм, обладающий интеллектом и органами чувств. Если бы “Я” имело возможность непосредственного восприятия, – то каждый индивидуум знал бы всё обо всех объектах: ведь “Я” каждого человека не конечно и не ограничено, а являясь частицей Сознания Вселенной, - бесконечно и всепроникающе.

“Я” познаёт объекты через интеллект и чувства, поэтому истинное познание возможно лишь в том случае, когда в результате взаимодействия органов чувств и разума с объектом возникает образ, отпечаток формы данного объекта, в котором и отражается “Я”. Достоверное познание является, таким образом, отражением “Я” в интеллекте, модифицированном в форму объекта.

Вывод, или логическое умозаключение, является ни чем иным, как установлением одного неизвестного или невоспринимаемого члена отношения через другой, известный или воспринимаемый и связанный с неизвестным общей связью. Естественно, что связь между данными объектами устанавливается практикой так, воспринимая слухом раскаты грома, мы делаем вывод о том, что они обязательно являются результатом разряда атмосферного электричества, хотя самой молнии при этом мы не наблюдаем.

Третий источник познания – это авторитетное заявление Йога, одного из тех, кто познал истину и обладает знанием объектов, которые другими не могут быть пока познаны ни с помощью восприятия, ни помощью логического умозаключения.

Йога считает, что знания, полученные путём восприятия органами чувств, выводов или письменных свидетельств компетентных лиц, нельзя считать абсолютно достоверными. Эти источники – суть доказательства. Истинное знание объектов может дать только практика Йоги.

8 Неразличение есть ложное понятие, ошибочная идея, не соответствующая природе объекта.

Характерным примером неразличения является вывод о том, что мир объектов природы ограничен их видимой формой. Известно, что Вселенная - вещественная и полевая реальность. Тела, более или менее ограниченные в пространстве скопления вещества, связаны полями в единое целое. Любые объекты в принципе только сгустки поля, не имеющие во Вселенной видимой границы. Йога рассматривает человека не изолированно от природы, а как её неотъемлемую часть, как единое целое с окружающей средой. В природе нет единичных и односторонних процессов и предметов, все процессы и предметы взаимно обусловлены и взаимопроникновенны. Йога, в её понимании энергетического каркаса человека как системы чакр, рассматривает их как центры информационного взаимодействия организма и внешней среды. Считает их теми узлами системы, в которых дезинтегрируется информационный поток Вселенной, а информация в качестве активного динамического начала участвует во всей жизнедеятельности человека, на всех его уровнях - физиологическом, полевом, психическом и духовном. Проведенные наблюдения показали возможность формирования своеобразной “памяти” у небиологического объекта о другом биологическом и небиологическом объекте и конкретной ситуации информационного контакта между ними.

9 Образ созданный в воображении под воздействием слов, не находящий подтверждения в реальной действительности, есть фантазия.

10 Сон есть модификация разума, основанная на отсутствии в нём содержания.

11 Память есть удержание в уме прошлого опыта.

Прежде чем говорить о сне и памяти, как о полярных модификациях разума, следует полнее оценить роль сил (гун) участвующих в формировании всего проявленного в мире, в том числе и состоянии интеллекта. Сама материя - пракрити состоит из трёх основ или сил, называемых САТТВА, РАДЖАС и ТАМАС. Союз трёх гун поддерживается состоянием равновесия, которое до поры до времени бездеятельно и неощутимо. Весь огромный мир объектов воспрянул к жизни в результате выхода из состояния равновесия.

САТТВА - самосветящаяся основа пульсации.

РАДЖАС - побудительная сила, энергия, ответственная за создание или разрушение всех объектов.

ТАМАС - побудительная сила, нацеленная на созидание формы и результативных состояний.

Сон согласно йоге - это своеобразная модификация разума, возникающая благодаря преобладанию в вибрациях (вритте) материи мышления побудительных сил тамаса. В результате этого бодрствование прекращается, но это не означает, что душевная деятельность человека прекращается полностью. Засыпая, мы осознаём переход к новому состоянию, просыпаясь, мы знаем, что спали. Более того, мы можем после пробуждения сказать, хорошо ли мы спали и видели ли сны, а это предполагает наличие во сне некоторого сознательного процесса. Доказано, что во время сна кровоснабжение мозга даже увеличивается по сравнению с периодами самой напряжённой его деятельности. Что же это за состояние и что это за сознательный процесс?

Обратите внимание на процесс перехода от бодрствования ко сну. Перед мысленным взором вдруг начинают возникать различные картины о событиях из вашей жизни, они становятся все короче, интервалы между ними все сокращаются, картины становятся все фантастичное, и в какой-то момент время для нас исчезает. Настоящее, прошлое и будущее как бы соприкасаются, вы начинаете понимать их относительность, и вдруг время и пространство полностью охлопываются, вы подгружаетесь в сон.... Мозг начинает свою работу...

Замечали ли вы, что время в сновидениях течет в обратном направлении? Предположим, вам снится сон, в котором то - солдат” Вы сидите в окопе, идете в атаку, вокруг вас взрывы, свист осколков. Удар, резкая боль в ноге. Вы ранены, падаете... и. просыпаетесь. Оказывается причиной тому, что вам приснилось, и тому, что вы проснулись, явилось то, что случайно на вашу ногу упал какой-то предмет. Вы проснулись от удара. Во сне это было ранение в ногу. Возникает законный вопрос: когда же вам снилась причина ранения, окопы, атака, взрывы? Ведь вы проснулись от удара - ранения; проснулись, и предыстория вам уже просто не могла сниться! Секрет прост - время в сновидениях течет в обратном порядке, от следствия к причине. Точно так же течет во сне освоение информации, накопленной за день. От следствия - к причине” Так проще и вернее отобрать то, что важно сохранить, записать для длительного хранения в памяти или даже внести в генетический аппарат, а что просто вычеркнуть за ненадобностью. Это очень важный процесс, ведь от него зависит не только судьба одного человека, но и судьба выживания всего вида”. Почему же такой важный процесс происходит во сне, когда отключается интеллект? Ответ прост. В бодрствующем состоянии, в человеке действует не его "Я", не его сознание, а модификации ума. Мы не объективны, в решения примешиваются наши эмоции. Выживание вида нельзя ставить в зависимость от эмоций. Слишком дорого это обойдется человечеству.

И официальная наука, и йога понимают память почти одинаково” "Под памятью понимают свойство центральной нервной система на короткое иди длительное время сохранять отпечатки, следы, образующиеся в результате восприятия предметов и явлений объективного мира после прекращения их действия". Естественно, что отпечаток или след чего-либо может оставить только определенная форма. Йога так и рассматривает процесс познания: "Когда посредством органов чувств будхи (иди читта, что одно и то же - Примечание мое.) вступает в контакт с внешним объектом и получает от него воздействие, он принимает форму этого объекта".

Память (смрити) не просто удержание в интеллекте прошлого опыта, но и сохранение отпечатка как динамического начала, участвующего во всей последующей жизнедеятельности человека” Более того” в процессе существования организма и его жизнедеятельности формируется своеобразный биоэнергетический образ человека со всеми отпечатками его "контактов с внешним миром. Этот образ не только сохраняется в дальнейшем, независимо от организма, но существует и после прекращения его деятельности, сохраняя автономность вне пространственных и временных отношений самого организма с внешней средой.

12 Власть над вритти достигается упражнениями и отрешенностью.

13 Усилие, направленное на достижение власти над ними - есть упражнение.

14 Его основа закрепляется любовью, постоянством и преданностью достижению цели.

15 Осознание-полного господства над своими желаниями - есть отрешенность.

Рассуждая о процессе познания, мы уже говорили о том, что вритти - это вибрация материи мышления по форме соответствующие познаваемому объекту, процесс же восприятия - это контакт наших органов чувств с объектом, его воздействие на интеллект (будхи). Такой контакт можно сравнить с касанием падающего камня с гладкой водной поверхностью, с той разницей, что расходящиеся волны не исчезают так быстро, как на водной поверхности. Более того, человек не только способен удерживать в памяти эти отпечатки, но и создавать в своем воображении новые, которые, не являясь результатом воздействия внешнего мира, тем не менее, так же реальны. Эти отпечатки-матрицы как динамическое начало влияют на физиологию человека и формируют его характер - второе "Я" - Это,

Человек не просто воспринимает окружающий мир и создает в мышлении новые образы, он живет ими, переживает их”. В результате же пережитых душевных волнений и стремлений буддхи теряет свою прозрачность, а на отражательной поверхности восприятия - читте остаются следы, отпечатки”. Эти "пятна" можно удалить уравновешенностью и размышлением (дхьяной)”. Когда чувства упорядочены, а ум достигает спокойствия, интеллект снова восстанавливает свою прозрачность и сознание вновь беспрепятственно в нем отражается, Когда ум освобождается от вожделений и объекты внешнего мира не могут уже возбудить ни любви, ни ненависти, ни эгоистических интересов, наступает духовный покой и хладнокровное созерцание. Только в таком состоянии познается мир, а его объекты обнаруживают свою истинную природу.

На формирование характера человека, на его поведение, огромное влияние оказывает наследственный потенциал, та исходная позиция, с которой он начинает свое продвижение к Йоге. Как и все проявленное, человек и его интеллект формируются под влиянием трех гун, которые постоянно варьируют свои сочетания в каждой клетке нашего организма, на всех уровнях нашего бытия.

Сознательное отношение к внешнему миру, к процессу его познания должно проявляться в понимании сочетания гун в его объектах. Известно, что тамас, как побудительная сила, нацеленная на создание формы, преобладает в растительном мире. В животном мире элементы тамаса и саттвы более ослаблены, зато преобладает побудительная сила раджаса. В человеке все три побудительные силы присутствуют в разных пропорциях в каждом плане нашего бытия и по-разному проявляются в трех элементах нашего физического "Я", - в уме, жизнедеятельности и теле. Для ума характерно преобладание саттвы, для жизнедеятельности - раджаса, а для тела - тамаса. Несмотря на то, что сам интеллект возник в результате действия саттвы, в нем могут преобладать и другие силы, что и находит выражение в его проявлениях, т.е. характере. Совершенствование - это постоянное усилие, питаемое любовью, направленное на увеличение в сознании элемента саттвы, превращающей человека в критическую, уравновешенную и вдумчивую натуру, способную к вайрагье - неприкрепленности к благам. Силы - побудительные причины наших действий должны держаться в сознательном подчинении, это и есть отрешенность.

16 В высшей степени отрешенности, когда осознается истинное "Я", наступает невозмутимость.

Невозмутимость, кроме всего прочего, - это понимание сущности эмоций, понимание того факта, что жизненная энергия, как таковая, может существовать только в полярных противоположностях - положительная эмоция - это ее плюс, отрицательная - минус. Человек, осознавший - свое истинное “Я”, чувствует себя здоровым, уравновешенным и свободным. Он не притворяется, не насилует себя, не пытается любить, когда не любит и не возбуждает в себе ненависть. Он знает, что между положительными и отрицательными эмоциями нет противоречия - это та среда полярности, благодаря которой существует жизненная энергия. Истинная сущность человека выше этого, она - свидетель всех проявлений жизни.

Осознание своего "Я" - это и понимание того, что оно скрыто под покровами тела и ума, под покровами энергетических полей, которые, будучи неосознанными и не подчиненными, препятствуют Йоге. Йога развила целую систему биоэнергетики человека, рассматривающую не только ее физиологические аспекты, но и ее роль как фундамента его психической и духовной жизни (см. приложение “Чакры").

I7 Сосредоточение (сампраджнята самадхи) сопровождается аргументацией (витарка), размышлением (вичара), радостью (ананда), осознанием индивидуальности (сасмита).

Полное сосредоточение, при котором достигается прекращение модификаций разума и отождествление с ними истинного "Я" является необходимым условием освобождения и предшествует ему, т.е. является конечной целью Йоги. Самадхи делится на два вида: сампраджнята - сознание и асампраджнята - сверхсознание, В данной сутре речь идет о первом виде сосредоточения - сампраджнята - состоянии, при котором разум полностью направлен на осознание конкретного объекта. Все остальные модификации разума подавляются настолько, что достигается полное единство между субъектом - познающим и объектом - познаваемым, при котором познающий познает объект потому, что грань между ними стирается полностью.

В зависимости от объектов созерцания, сампраджнята самадхи делится на четыре вида: савитарка, савичара, сананда и сасмита, Когда разум сосредоточен на физическом объекте, его зримой форме, материале, из которого он состоит, и его свойствах - такое сосредоточение называется савитарка (от слова "тарка" - вопрос, савитарка - совопрос). Это состояние сопровождается обдумыванием (витарка) элементов объекта как источников новых истины, дающих полное его познание на данном уровне проявления”

Когда разум сосредоточен на тонком теле объекта, его энергетическом каркасе, взаимодействии энергетики объекта с окружающим и субъектом познания - такое сосредоточение называется савичара (от слова "вичара" - размышление, савичара - соразмышление). Это состояние сопровождается размышлением, объединяющим конкретные данные об объекте в абстрактное понятие о нем как о "вещи в себе", существую" щей во времени и пространстве независимо от субъекта”

Такое сосредоточение неизменно переходит в третий вид, когда разум обращается к более тонким уровням, составляющим истинную сущность объекта, до тех пор, пока не проявится его реальная природа, лишенная всех сопутствующих грубых и тонких качеств. Вершиной этого вида самадхи, которое называется сананда (от слова "ананда" - радость, сананда - сорадость)” является миг, когда испытывается чувство радости от ощущения своей индивидуальности, своего "Я", как предмета созерцания, когда разум сосредоточен на объекте, составляющем Эго, и осознается его истинная природа.

18 Есть другое самадхи, оно достигается прекращением всякой умственной деятельности, а разум удерживает только остаточные впечатления.

Состояние экстаза, сампраджнята самадхи, сохраняется до тех пор, пока сохраняется различение, качественная оценка того, что мы обозначаем понятием “хорошо" и “плохо", пока сохраняется контролируемое ощущение индивидуальности, доставляющее чувство радости. Но радость - это тоже модификация разума - один из способов сознательного постижения природы объектов, состояние, при котором на отражательной поверхности интеллекта еще сохраняются отпечатки, следи прошлых восприятии. По выражению С. Вивекананды, это состояние сосредоточения "...когда есть сознательность, когда сознание успело только остановить волны читты, они еще остаются в форме стремлений, и эти стремления или семена, когда придет время, делаются опять волнами".

Таким образом, самадхи следует рассматривать как процесс, последовательность изменений, модификаций разума от сложных до простых, постепенное отторжение каждого из них до тех пор, пока не останавливается всякая деятельность ума. Асампраджнята самадхи - это не бессознательное состояние, это состояние сосредоточения, которое не воплощается в мыслеформы, когда достигается полное внутреннее умиротворение и наступает способность интуитивного проникновения в истину, это состояние, при котором идеи выражаются в самой ясной форме и постигаются этим проникновением. От "Я" отделяются все наслоения” Постигается Время, зрящий начинает жить вне его; наступает состояние, в котором душа человека полностью изолирована от материй, а причинно-следственные связи (карма) распадаются. Наступает освобождение.

Раз возникнув, это впечатление настолько сильно поражает своей всеобъемлющей сияющей истинностью, что воспоминания о других источниках познании теряют всякую значимость и, как правило, не повторяются.

19 Йогами - просветленными и ясновидящими - становятся и по рождению.

20 Некоторыми людьми самадхи достигается путем веры, неукротимой анергией, памятью и прозрением.

Некоторые люди рождаются с ярко выраженными способностями к самадхи и уже с детства обладают теми качествами, которые достигаются другими в результате длительных и настойчивых занятий. Оставим пока в стороне утверждение Йоги о том, что люди рождаются с этими способностями, так как они практиковали Йогу в своих прошлых жизнях, это еще будет предметом наших рассуждений в дальнейшем. Рассмотрим предварительно вопросы, связанные с причинами наших поступков, так называемой судьбы вообще, и то, как они влияют на судьбу детей. В разделе "чакры" (см. приложение, чакра сахасрадала) уже рассматривалась роль и влияние каузального поля на судьбу человека. Это влияние, как элемент психической регуляции является необходимым условием развития жизни вообще и человека в особенности. В этом влиянии четко выделяются внутренняя (на себя) и внешняя (на окружение) направленности психической активности, связанной с функционированием энергетического каркаса. Этот каркас, который формируется в процессе развития и существования человека, также состоит из двух взаимосвязанных частей: внутренней и внешней. Внутренняя часть энергетического каркаса связана с внутренней средой организма, с его биологическими элементами и, отражая гомеостаз (способность поддерживать относительное постоянство внутренней среды конкретного живого организма), составляет основу энергостаза. Внешняя часть взаимосвязана с внешними процессами, происходящими вне организма, и проявляется своеобразной, биоэнергетической оболочкой, образуя биологическое поле, т.е. ту часть организма, которая выполняет первоначальный контакт и взаимодействие с окружающей средой в соответствии с информацией, получаемой из внутренней среды организма.

Формирование индивидуального организма и его способность приспосабливаться к различным физическим и психическим условиям существования начинается еще в зародышевом периоде. Основные моменты такой адаптации связаны с трансформацией зародыша, который в утробе матери проходит все стадии развития живого на Земле, от рыбы до человека. Биополе матери, окружая эмбрион и влияя на вое более усложняющиеся процессы его развития, передает на него влияние окружающей среды и своего каузального поля. Тем самым обеспечиваются не только возможности его конкретной адаптации в послеродовом периоде, когда происходит тонкая настройка родившегося организма - приспособление его к конкретным условиям жизни, но и создаются основы динамических стереотипов и ассоциативных связей, выработавшихся в процессе жизни всех его предков. Создается каузальное поле человека с наложенной на него программой со всей суммой знаний о прошлых проявлениях, которые хранятся в глубоких тайниках памяти тела и сознания (подсознание).

Это поле, заряженное теми или иными свойствами предков, уже без усилий с нашей стороны создает благоприятные условия для движения сознания в требуемом направлении и становится определяющим условием достижения Йоги.

21 Скорее всего самадхи достигается неукротимой волей.

22 Дальнейшее различие в скорости его достижения заключается в сущности применяемых средств: умеренных, средних и интенсивных.

Приступая к любому деду, человек должен точно определить его объем и средства, которые он намерен использовать для его реализации. Усилия всегда должны быть адекватны возможностям, особенно в Йоге. Нет абсолютных критериев для классификации применяемых средств. То, что для одного является умеренным, для другого может оказаться непосильным напряжением. То, что на одном этапе развития может рассматриваться как интенсивное, - на следующем становится уже умеренным, и наоборот. Только закрепив достигнутое, сделав его для себя привычным и, наконец, исчерпав его возможности, можно двигаться дальше. Даже, на первый взгляд, такое полезное упражнение, как ритмическое дыхание, может оказаться очень опасным для физически слабых людей. Ритм и монотонность дыхания может вызвать гипнотическое состояние, из которого очень трудно выйти самостоятельно. Следует научиться тонко чувствовать предел, отведенный каждому его природой, и принять его как должное. Карма-йога учит: "В человеческой природе кроется, однако, большая опасность, а именно: человек никогда самого себя не изучает. Он полагает, что не менее способен занимать престол, чем король. Хотя бы он действительно и был на это способен, он все же должен сначала доказать, что он исполняет свой долг на своем месте, тогда могут прийти более высокие обязанности. Как только мы принимаемся за серьезную работу в мире, природа повторными ударами заставляет нас быстро найти свое настоящее место. Ни один человек не может долгое время без вреда для себя и окружающих занимать положение, к которому он не приспособлен".

23 Или преданностью Ишваре.

24 Ишвара - особый Пуруша не подверженный страданию, следствию действий или желаний.

25 В нем становятся совершенными зародыши всеведения.

26 Он, будучи неограничен во времени, - Наставник самых древних учителей.

Одним из средств Йоги, средств достижения освобождения, считается преданность Ишваре. Можно понимать это и как преданность Богу. Искренняя молитва глубоко верующего человека действительно приводит к самадхи. Глубоко ошибается тот, кто путает настоящую молитву с просьбами молящегося, обращенными к Богу. Такие обращения не молитвы, а униженные просьбы о чуде. Настоящая молитва - всегда медитация, т.е. приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности, когда на фоне телесной расслабленности наступает отрешенность от внешнего мира, не являющегося предметом медитации. Практика медитации развита не только в йоге, но и в буддизме, в православии (умное делание), католицизме (Иисусова молитва, и экзерциции), у мусульман-суфиев (учение о "пути"). В Евангелиях содержатся прямые указания о медитациях: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мтф.6:6). В состоянии экстаза акт размышления не отличается от осознания, а, принимая форму объекта, теряет себя настолько, что в результате медитирующий не знает, происходит ли в это время процесс мышления. Известны случаи настолько полного отождествления себя с объектом медитации во время молитвы, что на теле молящегося появляются стигматы (раны в тех местах тела, в которых они были у Христа ж” время его распятия).

Для Йогасутры Патанджали бог имеет скорее практическое, чем теоретическое значение, так как поклонение ему рассматривается как одно из средств окончательного достижения самадхи. Что же тогда понимается под Ишварой?

Первопричиной мира, включая физические и психические объекты, такие как интеллект (буддхи), ум (манас) и эго (аханкара), является пракрити. Еще одним первоначалом мира является пуруша - свободное сознание, или "Я". Все индивидуальные “Я” - лишь частицы свободного сознания. Все "Я" проявленных миров воплощены в свободное самосветящееся Сознание Вселенной — Ишвару. Все различия между индивидуумами, их разумом, активностью и образом, жизни имеют отношение не к "Я” как чистому сознанию, а к связанным с ними телам. Коллективное воздействие бесчисленных "Я", наблюдающих движение пракрити, ответственно за эволюцию последней.

ТОЛЬКО С ТАКИМИ, ОБЛАДАЮЩИМИ РАЗУМОМ И СОЗНАНИЕМ "Я", ПРАКРИГИ РАЗВЕРТЫВАЕТ КАЖДЫЙ НОВЫЙ ЦИКД ПРИОБРЕТЕНИЯ ОПЫТА.

Этот опыт используется как исходная точка развития при следующем цикле.

Манас - это мыслительный потенциал - материя мышления, ум-читта - это вибрация материи ума и присущая оформившейся мысли форма. Когда ум - читта связан с объектом через материю ума - манас, он принимает форму, присущую энергетике этого объекта. "Я” познает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам ауры познаваемых объектов. Когда ум-читта переходит в то или иное сознательное душевное состояние, "Я" отражается в нем и считает его своим состоянием. Создается впечатление, что “Я" само переходит из одного состояния в другое и переживает различные стадии жизни. В действительности, являясь частицей всеобщего сознания, "Я" выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических и психологических изменений.

До тех пор, пока в читте происходят изменения (или модификации), "Я” будет постоянно отражаться в читте, как в зеркале, и при отсутствии умения отличить себя от остального мира, “Я” будет отождествлять себя с ним. Эту зависимость нужно разорвать. Если мы хотим добиться освобождения, то, во-первых, мы должны научиться сдерживать излишнюю активность тела, чувств и ума, и, во-вторых, прекратить все модификации ума-читты, т.е. не отождествлять свое "Я" со своим телом, чувствами и т.д. Когда в результате сознательного воздействия волны сознания утихают и оставляют читту в состоянии покоя, "Я"' получает возможность осознать себя тем, чем оно в действительности является - свободным, самосветящимся, бессмертным. Целью йоги и является достижение такого состояния.

Уместен вопрос, а зачем такое освобождение вообще-то нужно? Дело в том, что главной целью пуруши является достижение такого состояния, когда все индивидуальные "Я" добьются освобождения, и станет возможным существование Сознания Вселенной без воплощения в биологические объекты, существование, с гениальной прозорливостью описанное в трудах К.Э. Циолковского, которое он назвал лучистым состоянием материи. В моменты схлопывания Вселенной в черную дыру, во время пралайи, Сознание Вселенной усваивает весь накопленный биологическими объектами опыт и записывает его в свой, если так можно выразиться "генетический аппарат" для использования в следующем цикле развития как точки отсчета при формировании новых биологических объектов. Этот цикл усвоения и записи информации возможен только во время "Ночи Брахмы" - сна Вселенной, ее "освобождения" от воплощения в различные объекты с освобожденными от модификаций, уничтожившими свою карму, "я" индивидуумами. В обычной жизни каждый человек достигает освобождения только после смерти, когда его духовное "Я" поступает в распоряжение Сознания Вселенной для соответствующей обработки. Это процесс очень длительный. Живущие люди могут и должны его ускорить. Практика йоги позволяет при жизни достигнуть освобождения, и во время медитаций слить свое духовное "Я” с сознанием Вселенной. В моменты, такого слияния происходит обмен информацией между человеком и космосом. Вот в чем настоящий смысл и высшая цель Йоги. В соответствии с законами эволюции существует определенная иерархия структуры, называемой нами "я", "Я" (дух) и Сознанием Вселенной. На верхней; ступени этой иерархии находятся Ишвара - особый Пуруша, не подверженный несчастьям (клеша) и причинно-следственным связям (карма). Этим он отличается от других Пуруш, которые еще вовлечены в эволюционный цикл из-за неосвобожденности составляющих его "я". Так же, как коллективное воздействие бесчисленных "Я”, наблюдающих движение пракрити, ответственно за эволюцию пракрити, воздействие Ишвары пронизано озабоченностью тем, чтобы развитие пракрити во всей сложности проявленных объектов, служило интересам эволюции пуруш. В отличие от пуруш, существование которых ограничено периодом проявления (лайя), Ишвара не ограничен временем, он снова и снова вступает в роль великого учителя, когда пракрити начинает новую эволюцию и возникают пуруши. Ишвара является источником космической ауры, которая, вступая во взаимодействие с различными структурами энергетических каркасов проявленных объектов, проявляется то как прана, то как образное мышление и рассудок, то как вдохновение и творческая интуиция. Каждый человек, в зависимости от уровня развития, вступает в резонанс с различными видами всепроникающей всемирной энергии разума.

27 Выражающее его слово есть ОМ (АУМ).

Особенностью информационного обмена между организмом и средой, между организмом и личностью, является то, что каждый миг такого обмена - это целостная реакция человека на всех уровнях реагирования: физиологическом, полевом, психическом и поведенческом. Различные по качеству сигналы внешнего мира воспринимаются и переживаются различными участками тела (чакрами), расположенными снизу вверх вдоль позвоночника, неодинаково. Чем выше переживание, тем выше этот центр располагается. Сигналы нашего тела возбуждаются и распространяются в окружающий мир в полном соответствии с этим правилом: чем выше свойство информации, тем более высокий центр ее генерирует, ведь чакры - центры энергетического каркаса человека - резонаторы, настроенные на различные частоты вибраций диапазона всемирной энергии разума. Выражающее слово этой энергии - есть ОМ.

Казалось бы, речь - вербальная информация - никакой связи с этими вибрациями тела не имеет. Так ли это? Исследования показали, что для каждой эмоции характерен свой, особый набор акустических Признаков. Подавленный бедою человек произносит слова более протяжно, с плавным нарастанием и уменьшением силы звуков. (Вспомните плач по умершем человеке)... Для страха характерны короткие слоги, большие паузы между словами и глухой тембр, зато радость и счастье всегда сопровождаются звонким голосом. Короче, психическое состояние человека, да и животного, влияет на звучание голоса. Учеными установлена прямая связь между характеристиками звучания голоса и состоянием здоровья человека. Изменения работы сердца, отражающиеся в кардиограмме, изменяют и звучание голоса.

Влияет ли речь, то, как и что мы говорим, на состояние нашего организма и его энергетического каркаса? Когда голосовые связки издают звук - резонирует весь организм, причем мышцы, скелет, все полости черепа, в том числе и носоглотки, грудная клетка, диафрагма, органы пищеварения резонируют по-своему. У певцов “поп музыки” и "рока", как правило, выявляются функциональные расстройства желудка, печени, нарушения лимфо - и кровотока, снижение иммунных свойств организма. Звуки, в зависимости от их высоты и силы, по-разному влияют на работу внутренних органов и нервных сплетений человека. Даже когда мы молча слушаем кого-либо, мышцы нашего речевого аппарата напрягаются синхронно с говорящим, и в ответ наступает вибрационный отклик всего организма. Науке еще предстоит открыть, какие звуки и как воздействуют на органы тела и психику человека. Йога это уже сделала.

Как известно, чакры не что иное, как колебательные контуры, формируемые переплетением энергетических путей, полей эндокринных желез и соответствующих нервных сплетений, входящих в данные комплексы. Центром управления чакрой, ее резонатором, является падма (см. раздел чакры). Каждая чакра имеет свою мантру, произнесение которой создает наиболее благоприятную колебательную рабочую среду чакры. Мантра - это своеобразный вибрационный пароль чакры, на который она быстрее всего отзывается.

Мантра ОМ является ключом чакры АДЖНА, которая первой воспринимает вибрации САХАСРАРЫ и передает их к падмам других чакр. Ее связи позволяют ей не только влиять на физические функции организма, но и координировать их с интеллектуальной и психической деятельностью. Работа этой чакры влияет на формирование строя мышления - того фильтра, который стоит на пути проникновения информации к мозгу и, зачастую, до неузнаваемости ее искажая. Чистый строй мыслей, продуцирующий мыслеформы высоких вибраций, прекрасный фильтр, отсеивающий все сиюминутное, сквозь который легко проникают высокие идеи всемирного Разума, позволяющие подчинить им всю деятельность организма.

Мантра ОМ произносится почти как АОУМ. Звук А, является основным для всех чакр от МУЛАДХАРЫ до ВИШУДХИ. Произнося его, мы используем как резонатор все чакры, весь организм, направляя его вибрации на создание общей вибрационной среды, которая ближе всего соответствует, с одной стороны, вибрациям популяции, а с другой - космическим излучениям поля творческой интуиции. Такая мобилизация закрепляется звуком ОУ, который по частоте вибрации ближе всего чакре АДЖНЕ - управляющей работой всех остальных чакр. Она создает основной волевой импульс для настройки и работы всего организма. Замыкается мантра звуком М, произносимым закрытыми губами. Как последний звук в последовательности он по своим частотным характеристикам более всего соответствует созданию атмосферы концентрации на объект медитации. Все хорошие композиторы это интуитивно чувствуют. Когда они хотят добиться максимального воздействия мелодии на слушателя, подчинить ее звучанию, в хоровое произведение включается песня без слов, которая поется хором сомкнутыми губами исполняющего мелодию звуком М-М.

Мантра ОМ (АОУМ), являясь вибрационным паролем космического поля Ишвары, вошла во многие религии. Вряд ли мусульмане, произнося в конце молитвы "ОМИН", думают о том, что, по существу, они произносят древнее ОМ. Не знают об этом и многие католики, произнося "АМЭН", православные, произнося "АМИНЬ". Проникнув как ОМ из санскрита в иврит, слово аминь - амэн - происходит от древнееврейского "амен", что означает не "да будет так", как переводят его обычно, а "ИСТИННО".

ОМ!

28 Повторение мантры ОМ и медитация над ее значением - есть путь.

Мантра не заклинание, в ней не заключена непосредственная сила, это зерно, из вибраций которого произрастает высшая степень концентрации. Мантра, как ручей, который не может повернуть мельничное колесо. Нужно насыпать плотину, накопить достаточное количество воды, создать разницу ее уровней (ее потенциальную энергию), и только после этого можно пустить мельницу. Точно так же развивается потенциальная сила мантры. Мантра не просто вибрация голосовых связок, за этой вибрацией скрыта едва уловимая вибрация поля чакры, вызываемая почти неощутимым резонансом тела. Слово, состоящее из букв пропадает, после того как оно произнесено, но оно - символ обозначаемого им объекта.

Существует три вида медитации, позволяющих раскрыть силу, силу, скрытую в мантре.

1. Широко известный прием, используемый в Мантра-йоге, который заключается в том, что мантру следует повторять снова и снова, сначала вслух, потом молча, мысленно напрягая речевой аппарат, как при произнесении, и, наконец, только мысленно. Такое механическое повторение, постепенно переходящее в медитацию, основывается с одной стороны на длительном вибрационном воздействии на энергетический каркас медитирующего, а с другой - введением психики медитирующего в определенное гипнотическое состояние, вызываемое ритмикой мантр.

2. Прием, рекомендуемый Крия-йогой (Йога действия), когда на первом этапе медитации в качестве их объекта выступает энергетический каркас медитирующего. Этот метод основывается на использовании вибраций каждой чакры, когда они (вибрации) только вначале возбужденные мантрой, сами становятся предметом медитации и до сознания доводится едва уловимая вибрация поля чакры, вызываемая почти не ощутимым резонансом тела. Медитация над этим резонансом вызывает сознание тела, и скрытые потенциальные возможности мантры становятся активной формой энергии. Поднимаясь вверх от чакры к чакре, как по ступеням лестницы, практикующий постепенно овладевает энергетикой тела и использует ее для достижения самадхи, в котором постигается объект; символом которого является мантра ОМ.

Второй этап этого пути плавно переходит в методы, рекомендуемые Раджа-йогой.

  1. Раджа-йога - это метод, когда медитационное взаимодействие с объектом медитации достигается тренировкой ума и его психических возможностей (см. приложение практика).

Там, где есть сознание - есть вибрация. Определенная частота резонирует с соответствующим уровнем сознания. Каждый уровень сознания в свою очередь, вызывая определенные вибрации, влияет на состояние вещества и вызывает в нем изменения. Процесс такого взаимодействия вещества и сознания постигается в медитации над значением мантры и объектом, который следует постичь. В такой медитации в единый порыв объединяются интеллектуальный дух, глубокая вера в возможность достижения результата, и воля, которая хочет и может разрушить все барьеры, разделяющие человека и объект его поиска.

29 На этом пути исчезают препятствия, и пробуждается сознание, направленное внутрь.

В принципе существует два психологических типа людей, в основе характера которых выделяется одна из двух доминирующих психических функций - направленность ощущений, чувств, мышления и интуиции на внешний или на внутренний мир. Для первого типа характерна психическая активность, направленная на деятельность во внешнем мире и, соответственно, шкала его интересов сдвинута в сторону объектов внешнего мира. Для второго типа характерна обращенность внутрь. Их психическая активность направлена на самоуглубление, анализ переживаний и мыслей, возникающих в результате воздействия внешнего мира, т.е. шкала их интересов сдвинута в сторону объектов мира внутреннего. Первый психологический тип принято называть экстравертивным, а второй - интравертивным. Терминология эта введена Карлом Густавом Юнгом в 1921г (см. раздел ^Самоконтроль и медитация"). Отдавая дань К.Г. Юнгу, следует отметить, что восточная философия (Китай, Индия), задолго до него (VII - II в.в. до н.э.) ввела в обиход эти понятия, разработав учения о полярных силах и видах энергии ХА и ТХА, ИНЬ и ЯН, а так же о конституции и свойствах характера человека, складывающихся под доминирующим воздействием одной из них.

Под влиянием практики йоги постепенно меняется психологический тип человека, его сознание, его активность обращается к истинным ценностям бытия, так как суть и конечная тайна жизни скрыта в самом центре нашего Я и может быть обнаружена только там. Отслаивая от сознания все наносное, отсеивая временные ценности внешнего мира человек, в конце концов, понимает, что источник движения и развития находится не где-то во внешнем мире, а в нем самом, что его Я - есть не только энергетический и информационный фокус, но и необходимая часть мироздания. Это понимание освобождает от вожделений, эгоистических интересов и позволяет достигнуть душевного покоя, когда объекты внешнего мира обнаруживают свою истинную природу.

30 Болезненность, вялость, сомнение, легкомыслие, леность, любовь к жизненным благам, заблуждение, неудача в достижении сосредоточенности, неустойчивость в нем являются препятствиями и вызывают отвлечение разума.

Все искусство идущего по пути Йоги заключается в том, насколько он способен отключить свой разум от объектов внешнего мира. Насколько ему удается подключить его к подсознанию, которое принимает сигналы от внутреннего мира и передает его сознанию. Все осложняется тем, что анатомически зоны проекций внутренних и внешних сигналов в коре головного мозга совпадают, но, поскольку сенсорная (наружная) информация достигает зон осознания сигналов скорее, чем "внутренняя", то первая как бы блокирует вторую. Есть еще один слой блокировки, вызываемый жизнеобеспечением. К зонам проекции внутренних сигналов подсоединена информация, идущая от внутренних органов. В повседневной жизни мы не чувствуем этих сигналов, информация от них блокируется сенсорикой и пробивается к сознанию только во время болезни. Информация от внутреннего мира блокируется вдвойне.

Подавление деятельности разума и проникновение в неосознаваемое, под те слои, которыми обычная жизнь скрывает нашу истинную природу, невозможно, если разум неуравновешен. Зерно духа, присутствующее в каждом из нас, не осознается сознанием, занятым заботой о теле. Болезнь нарушает равновесие ума и привязывает его к страданиям тела. Очень часто это приводит к вялости, бессилию, к утрате определенной жизненной цели.

Легкомыслие - это не только препятствие, но и источник определенной опасности для практикующего йогу, так как порождает несерьезное отношение к достижениям и к неудачам, что может вызвать серьезные нарушения здоровья.

Леность несовместима с йогой, так как лишает человека настойчивости в достижении цели.

Источниками заблуждения являются незнание (авидья), эгоизм (асмита), чрезмерная привязанность к жизни и ее благам (абхинивеша); не следует отступать, если не сразу удается достичь устойчивого сосредоточения. Неизбежно приходит день, когда продвижение от успеха к успеху приостанавливается, и это воспринимается как падение. Необходима настойчивость, только она помогает преодолеть временные неудачи.

31 Боль, уныние, расслабленность и дрожание тела, затрудненность дыхания сопутствуют отвлечению внимания.

Человек - не физическая машина, в которую духовная жизнь, как программа в компьютер, закладывается извне. Тело человека, являясь инструментом для выражения духовной жизни, оказывает на нее большое влияние. Сознание конкретного человека - это, кроме всего прочего, элемент его личности, и поэтому должно рассматриваться и как деятельность его организма, и как свойство его мозга и отражение им материального мира, находящегося за пределами сознания. Не отвергая материальную основу организма и личности, Йога признает их частью духовной жизни человека. Забота о здоровом теле - это составная часть духовного развития, однако, она не должна стать самоцелью. Следует избегать ненужных забот о теле, но и не впадать в другую крайность - "умерщвление плоти". Здоровое тело не ощущается и не отвлекает внимания.

32 Для устранения этих препятствий нужна постоянная практика с одним предметом.

Все препятствия сразу не устранить. Только последовательное устранение каждого из них путем концентрация внимания на отвлекающем факторе, позволяет поочередно их устранять и постепенно переходить к следующему.

33 Дружба, милосердие, радость, воспитание безразличия к добру и злу, счастью и несчастью делают сознание ясным.

Уже говорилось о том (сутра 16), что невозмутимость - это, кроме всего прочего, понимание сущности эмоции, понимание того, что эмоция - это проявление жизненной энергии, та полярная среда, благодаря которой она существует. Если это так, то можно ли стать безразличным к добру и злу, счастью и несчастью, и быть в то же самое время дружелюбным, милосердным и радоваться, видя радость ближнего? Не приведет ли воспитание невозмутимости к обеднению эмоциональной жизни вплоть до душевного отупения, при котором все вокруг становится тусклым, серым и безразличным?

Прежде всего, уточним само понятие эмоции.

1. "Эмоция - реакция человека и животного на воздействие внутренних к внешних раздражителен, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая вес виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма"

2. "Эмоция - субъективное переживание состояний и поступков человека. Эмоции могут быть положительными (радость, удовольствие) и отрицательными (грусть, печаль), длительными и кратковременными, относительно умеренными (создающими тот или иной фон настроения) или, напротив, бурно протекающими (так наз. аффекты).

Как видите, если первое толкование рассматривает эмоцию как субъективную реакцию на раздражитель и человека, и животного, то второе признает право на эмоцию только за человеком и сводит ее к психическому переживанию.

Йога, признавая эмоцию, как целостную реакцию человека и животного на воздействий внутренней и внешней среды, различает в ней и физиологическую и психическую составляющие. Более того, и в той и в другой составляющей различаются не только низшие и высшие ее элементы, что признается и современной психологией, но и выделяются их энергетические проявления, как в самом организме, так и во внешней среде, причем низший элемент является энергетической несущей волной для высшего (см. раздел "Чакры", проявление функции чакры на полевом уровне). Суть эмоции заключается в ее двойственности в энергетических проявлениях. С одной стороны она позволяет произвести окончательную оценку качества физиологической адаптации к внешней среде (приятно неприятно, хорошо плохо), а с другой - обеспечить полевое взаимодействие организма с психикой. Каждая эмоция энергетически состоит из двух зон: одна, центростремительная - определяет наше восприятие действий физического тела, а вторая, центробежная - определяет характер физических и энергетических действий, их целесообразность. Сознание, находящееся в двух антагонистически действующих зонах, порождает мгновенную среду - мысль, являющуюся только стадией действия на пути к воплощению. Господство над мыслью выливается в управление двумя средами, как телесной, так и психический. Это дает возможность регулировать реакции человека, поддерживая таким образом постоянство внутренней среды (физической и психической) вне зависимости от внешних воздействий, не допускать накладки физиологических вибраций (низших эмоций) на поле психических излучений. Энергетически тренированный человек волевым усилием создает вокруг себя необходимое в данный конкретный момент состояние поля и сознательно воздействует на состояние своего организма и окружающей среды, что ведет к повышенному чувству самообладания и спокойствия, способствует абстрактному мышлению и концентрации. Такая атмосфера, создаваемая йогом в себе и вокруг себя, не подавляет окружающих, не возбуждает в них не свойственных им мыслей и стимулирует их собственный эмоционально-психологический настрой, ведущий к творческому росту и сублимации физической энергии на цели духовной деятельности. Речь, таким образом, идет не о подавлении эмоций, что ведет к физическим и психическим заболеваниям, а к четкому их разграничению и сознательному использованию на соответствующем уровне жизнедеятельности. Такое воспитанное состояние позволяет выработать спокойную, мягкую, сочувствующую натуру, чего требует от человека его истинное Я.

Духовная жизнь не совместима ни с животными эмоциями, ни с холодным равнодушием, так как любое общение - это соучастие. Прежде чем сознательно соучаствовать, т.е. влиять на духовный рост других людей, следует достичь собственного просветления, поэтому йога и требует первоначального безразличия к добру и злу, счастью и несчастью. Незнание их истоков и путей кармы может привести к невольному соучастию во зле. Это понимали во все времена. Новгородские летописцы постоянно напоминали: в личном грехе каждого таится беда для всех - для семьи, для города, для мира. Устранением бед отдельных людей и общества могут заниматься только духовные Учители, а не идущие по пути йоги.

34 Сознание становится спокойным и ясным при выполнении дыхательных упражнений, или путем выдоха и задержки дыхания.

Энергия Сознания Вселенной, вступая во взаимодействие с различными структурами проявленного мира, в том числе и организмом человека, проявляется и воспринимается по-разному, в зависимости от среды, в которой она действует. Взаимодействуя в физическом плане с 1 и 2 чакрами, Сознание Вселенной возбуждает явления органической жизни человека. Воздействуя на 3 и 4 чакры, возбуждает витальную ауру - явления чувственно-эмоциональные, которые проявляются как целостная реакция всего организма, как потребность действовать в ответ на положительную или отрицательную реакции на раздражители внешнего мира. Воздействуя на 5 и 6 чакры, возбуждает ментальную ауру - интеллектуальные явления, проявляющиеся как образное мышление и рассудок, абстрактное мышление и индивидуальное самосознание, как способность к предвидению результатов своих действий. Воздействуя на 7 и 8 чакры, возбуждает духовную ауру - любовь, вдохновение, интуицию, способность восприятия, не скованного рамками личности, восприятия, в котором присутствует "Я" и "Не Я", субъект и объект, но отсутствует барьер между ними. Таким образом, прана - это вся сумма взаимодействия Космической энергии с организмом человека, начиная от акта воспроизводства жизни и кончая сублимацией физической энергии в область духа. Однако в узком смысле слова, прана - это та часть энергии, которая во взаимодействии с физическим уровнем рождает жизненную энергию человека, без которой он существовать просто не может. Прана находится в воздухе, которым мы дышим, но наибольшее ее количество содержится в нем рано утром, сразу же после восхода солнца. Больше всего праны содержит воздух лесов и гор, около водопадов и моря. Человеком прана усваивается из воздуха при дыхании, но наиболее полно усвоение и аккумулирование ее в организме осуществляется при контролируемом сознанием носовом йогическом дыхании. Такое дыхание устанавливается специальными упражнениями, называемыми Пранаямой, и рассматривается в последующих сутрах. Данная сутра останавливает наше внимание лишь на том, что регулирование дыхания является средством достижения устойчивого влияния на рассудок и позволяет сделать сознание спокойным и ясным.

35 Сознанию помогает стать устойчивым соприкосновение с активностью высших чувств восприятия.

Сияние Дхараны - сосредоточения, практикуемое постоянно, вызывает активизацию работы чакр, всех их комплексов и, как результат, усиление их вибраций, на которые резонирует весь организм. Под воздействием этого резонанса не только активизируется работа всех органов чувств, но растет и диапазон частот, воспринимаемых ими. Изменяется и строи мышления - тот фильтр, который стоит на пути проникновения информации к мозгу. Та часть информационного потока, для которой в обычных условиях такой фильтр - непреодолимая преграда, свободно проходит барьер и становится осознаваемой. Вибрация чакр воспринимается сознанием, и это делает их видимыми и слышимыми. Слышится звучание их работы и возникает видение их энергетики (см. раздел "визуализация чакр"). Острее становится осязание, обоняние, зрение и слух, проявляются те их внутренние компоненты, которые относятся к сфере интуиции и дальнодействия. Эти доказательства действенности сосредоточения стимулируют настойчивость практикующего и помогают сознанию обрести ясность и устойчивость.

36 Сознание становится устойчивым через восприятие ясного, спокойного или светлого и лучезарного.

В этой сутре Патанджали делает уступку людям, отличающимся неустойчивым вниманием, и тем, у которых оно сильно подвержено влияниям внешнего мира, легко увлекающего разум. Следует, правда, сказать, что людям с устойчивым вниманием тоже легче преодолеть суету и сосредоточится на значении вечных ценностей, когда его взгляд останавливается на величественных картинах природы. Панорама вздымающихся горных вершин на фоне бездонного неба, безграничный простор лесов, открывающийся с холма в вечернее или утреннее время, мистерия восходов и закатов - все это помимо воли самого человека настраивает на восприятие вечного, прекрасного, непреходящего, укрепляет в понимании истинности избранного пути. Недаром же все знаменитые святостью и добрыми делами своих обитателей ашрамы и монастыри располагаются в горах или, если это равнинная местность, на господствующих над нею холмах.

37 Сознание становится устойчивым при размышлении о том, кто преодолел человеческие страсти.

Очень хорошо, если у идущего по пути йоги есть наставник - духовный учитель. Его утонченный ум и обостренное восприятие может предвосхитить, и предупредить все трудности и сомнения, он наставит и объяснит, и поможет. Не у всех он есть в начале пути. Изберите тогда себе идеал человека, которого вы почитаете, того, кого вы хотели бы видеть своим учителем, пусть его путь преодоления станет для вас вдохновляющим примером. Сделайте судьбу этого человека предметом своих рассуждений и объектом медитаций, это наверняка поможет вашему становлению. Не зря, видимо, всем послушникам в монастырях дают читать жития святых...

38 Сознание становится устойчивым через знания, приобретенные в сновидениях и в снах без сновидений.

В комментариях к 10 сутре уже говорилось о сне и его значении для обработки и усвоения информации, полученной человеком в бодрствующем состоянии. Но возможно ли получение новых знаний в сновидениях и в снах без них? На первый взгляд может показаться, что это просто невозможно, ведь мозг занят обработкой и усвоением информации, а сны без сновидений не сопровождаются модификациями разума. Можно без дополнительных рассуждений принять то положение сутры, в котором утверждается, что сознание может стать устойчивым в результате сна без сновидений, когда усваивается знание, полученное во время бодрствования. Но как быть с утверждением, что можно эти знания еще и приобретать, причем и в случае сна со сновидениями, и в случае сна без таковых.

Вера в вещие сны, решительно утверждает наука, является одним из распространенных суеверий, а научный взгляд на природу сна и сновидений решительно отвергает мистические домыслы. Какова же с научной точки зрения природа сна, и возможен ли во сне прием информации?

В соответствии с преобладающим в настоящее время среди психологов и физиологов мнением, сон представляет собой разлитое нереализованное торможение, охватывающее кору больших полушарий и возникающее как результат циклических изменений во взаимоотношениях коры головного мозга и важнейших подкорковых образований. Явным и отчетливым проявлением нормального сна считается подавление рефлекторной деятельности, при которой условно-рефлекторная деятельность практически отсутствует, а безусловные рефлексы значительно снижены. "Мозг, освобожденный во время сна от огромного притока сенсорной информации, попадает в идеальные условия для переработки информации, полученной ранее, "додумывания" проблем, доминировавших при бодрствующем состоянии. И далее: "Изучение механизмов субсенсорных процессов, не доходящих до сознания, показало возможность восприятия человеком раздражителей, и даже образования условных рефлексов на основе этих подпороговых раздражений. Разработка проблемы бессознательного показала, что неосознанными могут быть как переработка информации, так и восприятие сигнала, процессы созревания отношения или решения, сопутствующего созданию установки и даже реализации конкретного действия или деятельности, в которой оно находит свое конечное выражение”. Таким образом, наука, с одной стороны не отвергает возможность получения информации и ее усвоения во сне, а в практике нашел определенное место и такой способ обучения.

Однако речь в данной сутре идет не об этом. Сознание не только высшая форма отражения действительности, но и регулятор форм контакта человека с окружающим миром. В результате изменяющегося строя мышления, целеустремленности (см. комментарии к сутре 35) растет не только диапазон частот, воспринимаемых органами чувств, но и широта диапазона информационного потока, воспринимаемого мозгом. Во время блокирования сном сенсорной информации повседневности, когда сенсорные зоны становятся чувствительными к восприятию тонких вибраций, проходит та информация, которая в бодрствующем состоянии глушится более грубыми вибрациями. Дневная установка очень сильно влияет на качество и свойства воспринимаемой информации. Известны факты, когда математики находили во сне решения трудных задач, композиторы сочиняли музыку (Д.Тартини), поэты писали стихи (Ф.Вольтер), ученые делали открытий (Д.И.Менделеев), люди, склонные к ясновидению, получали предсказания будущего. В связи с этим можно привести нашумевшую в США в конце XIX века историю... В январе 1878г. капитан американской армии Макгован оказался с двумя своими сыновьями в Бруклине. Желая воспользоваться случаем, редко выпадавшим на его долю, он решил посетить с детьми театр и даже приобрел заранее билеты. Однако в ночь перед днем спектакля, он услышал голос, отговаривающий его от посещения театра. Этот внутренний голос преследовал его целый день. В полдень он оставил саму мысль о посещении театра и предупредил своих знакомых о том, что он с сыновьями возвращается в Нью-Йорк. Естественно, знакомые, возмущенные его "черствостью" по отношению к детям, начали горячо отговаривать его от этого поступка и уговаривали не лишать сыновей горячо ожидаемого переживания. Однако ближе к вечеру внутренний голос стал настолько настойчивым, что капитан Макгован, внутренне стыдясь своего "малодушия", остался вечером в гостинице, чтобы утром уехать домой. Вечером в театре вспыхнул пожар, во время которого погибло 300 человек...

39 Или путем использования любого метода медитации в зависимости от склонности.

Методы медитации можно вначале менять в поисках своего пути, но это экспериментирование не должно перерасти в привычку, которая не только может отдалить достижение цели, но и сделать ее недостижимой.

40 Его могущество простирается от мельчайшего атома до безграничности.

Йог, достигший высшей степени сосредоточения, может путем медитации получить достоверные знания о любом объекте, начиная от атома и кончая Вселенной.

41 Когда устраняются модификации разума, в нем происходит слияние познающего, познанного и восприятия, подобно прозрачному кристаллу, покоящемуся на окрашенной поверхности.

В механизме познания всегда участвуют три фактора: объект, субъект и процесс познания, или, как говорит Патанджали, познающий, познаваемое и восприятие. Когда ум избавляется от своих модификаций и принимает уравновешенное состояние, он приобретает способность принимать форму любого объекта, находящегося перед ним, т.е. проникать в его природу и постигать ее таковой, какой она является на самом деле. Не представляют исключения и все три фактора познания. Когда укрепившийся на пути йоги медитирует, он самоотождествляется с тем, что является предметом медитации, будь то сам познающий, объект, либо процесс познания. Подобно кристаллу на окрашенной поверхности, его ум принимает тот цвет, в который окрашена поверхность.

42 Сосредоточение, в котором знание, основанное на словах, обычное знание, основанное на чувственном восприятии, и истинное знание перемежают Друг друга - есть Самадхи с рассуждением (Савитарка Самадхи).

Как уже говорилось (см. комментарий к сутре 17), когда разум сосредоточен на физическом объекте, его зримой форме, материале, из которого он состоит, и его свойствах - такое сосредоточение называется Савитарка - Самадхи с рассуждением. Точно так же сосредоточение, которое связано либо со значением слова, обозначающим объект и его форму, совершенно не касающееся сути объекта, либо с самим восприятием и размышлением о его особенностях, либо сосредоточение, переходящее на непосредственное постижение сути объекта, является сосредоточением с рассуждением о сути знания. Такое Самадхи является низшей формой уравновешенности ума, так как эти три вида знаний не разграничены и перемежают друг друга. Обдумывание элементов познания (Витарка) существует до тех пор, пока границы каждого знания не очерчены в сознании окончательно и четко, Савитарка Самадхи только готовит почву для более высокого состояния разума.

43 Когда память очищена, а разум теряет свою субъективность, и одно настоящее знание о сущности объекта освещает сознание, приходит Самадхи без рассуждения (Нирватарка Самадхи).

Когда память медитирующего не связана со знанием слов и очищается от них в связи с объектом медитации, наступает настоящее Прозрение и медитирующий постигает объект медитации как-то, что он собой действительно представляет. Это истинное, высшее знание и основа для позднейших выводов и словесного оформления.

Необходимость отключения сознания от значения слов выводится из того, что слово является не только средством общения (см. комментарий к сутре 22), анализа и обобщения информации, но, развиваясь в систему символов, начинает жить отдельной от породившего его ощущения и представления жизнью. Новые условные связи между словами и ощущениями могут образовываться вне зависимости от непосредственного раздражителя. Более того, само слово своим содержанием, теми связями, которые оно образует в сознании, с реальными предметами, явлениями или событиями, оказывает могучее регулирующее влияние на организм, а через него на свою основу - восприятие.

Ритмикой и силой слова гипнотизер вызывает торможение коры больших полушарий головного мозга пациента и вводит его в состояние гипнотического сна, и словом же внушает ему не существующие объективно ощущения.

Таким образом, освобождение сознания от значения слов - это, в сущности, исключение из познания субъективных свойств разума познающего - основное условие наступления Нирватарка Самадхи - сосредоточения без рассуждения.

44 Этим путем - Самадхи с рассуждением и Самадхи без рассуждения - подходят к стадии раскрытия более тонких аспектов объектов.

45 Она (стадия) распространяется вплоть до стадии Алинга.

Почти невозможно понять и правильно применять методы освобождения (осознания духа как независимого начала), изложенные в Патанджали Сутре, не изучив идеи, относящиеся к началу мира, и философские концепции, составляющие ее фундамент.

Идеи и теории, которые исповедуют йоги, освещают начало творения мира следующим образом. Поскольку существует причинность, т. е. реальное превращение материальной причины в следствие, постольку должна существовать исходная точка отсчета первопричина мира объектов. Мир - это ряд следствий, которые должны иметь причину. Все доступные нашему восприятию и пониманию объекты, в том числе тело и дух, ощущения и интеллект, представляют собой ограниченные и зависимые предметы, являющиеся следствием комбинаций определенных элементов. Что же является началом начал, тем, из чего создано все, т.е. основное вещество, из которого воспрянул мир? Таким "веществом", не обусловленным какой-либо причиной, вечным и всепроникающим, постоянно готовым производить мир объектов является ПРАКРИТИ - ничем не порожденная ПЕРВОПРИЧИНА ВСЕГО СУЩЕГО, великое НЕЧТО. Не следует выдумывать причину этой первопричины, так как это привело бы к порочному кругу, к бесконечности. Действительно, если есть причина первопричины, то должна быть и причина этой причины, и так до бесконечности.

Пракрити состоит из трех Гун - основ, или сил, называемых САТТВА, РАДЖАС, ТАМАС. Союз трех гун поддерживается состоянием равновесия, которое до поры до времени бездеятельно и неощутимо. Огромный мир объектов воспрянул к жизни в результате выхода из состояния равновесия.

САТТВА - самосветящаяся основа. По некоторым источникам - это основа пульсации - потенциальное сознание. Поэтому появление объектов а сознании (джняна), чувствах, уме, интеллекте, яркость света и сила его отражения - все это проявление действия элемента саттва в объектах. Слово "саттва" происходит от слова "сат", что означает то, что реально, то, что существует.

РАДЖАС - побудительная сила, энергия, ответственная за создание или разрушение всех объектов. Этот элемент может быть описан как принцип становления, или мутации. Раджас помогает неактивным и неподвижным элементам - саттве и тамасу - выполнять свои функции.

ТАМАС - это побудительная сила, нацеленная на сдерживание процесса развития и проявления результативных состоянии, это пассивное и отрицательное начало в вещах. Инертный и препятствующий проявлению объектов, ТАМАС противоположен САТТВЕ и противостоит РАДЖАСУ - деятельному началу. В области воздействия на нашу жизнь ТАМАС вызывает сон, леность, апатию, и в то же время, как часть созидательного принципа, является источником пяти утонченных элементов (Панча Танматра).

Гуны не могут быть отделены друг от друга, не могут проявиться без помощи двух других. Связь трех гун представляет собой одновременно - вечный конфликт, и вечное содружество или, иначе говоря, борьбу и единство противоположностей. Все три гуны пребывают во всем - в большом и малом, тонком и грубом, но каждая стремится подчинить все остальные и господствовать над ними.

Во время схлопывания мира - пралайи - гуны изменяются независимо друг от друга. На этой стадии они не способны к созиданию, так как не находятся ни в противоречии, ни во взаимодействии друг с другом. До созидания мира гуны существуют как однородная, неподвижная масса, в которой отсутствуют сущности качеств. Такое состояние гун называется АЛИНГА.

Вторым видом первичной реальности является ПУРУША - свободное сознание, или Я. Согласно йогической философии, Я не принадлежит к миру объектов, это - не мозг, не нервная система, не состояние сознания, Я - обладающий сознанием дух. Он всегда суть субъект и никогда, не может стать объектом познания. Я - не субстанция с атрибутом сознания, а чистое сознание, сознание как таковое. Оно беспричинно, оно выше любых изменений, оно - вечная всепроникающая реальность, свободная и не подверженная никакому воздействию.

Эволюция Вселенной начинается с контакта (саньога) Пуруши с Пракрити. Контакт - это не соединение двух материальных ограниченных субстанций, не слияние материальных тел, а особо действенная связь, подобная связи мысли и тела для совершения действия. При контакте нарушается равновесие гун. Первым нарушает покой Раджас, благодаря чему начинают вибрировать остальные гуны. В результате возникают их комбинации, которые и порождают объекты мира. Первым продуктом эволюции является МАХАТ - великое единство. С точки зрения космического развития это - великий зародыш всего огромного мира будущих объектов, потенциальная энергия. С точки зрения психологии, будучи принадлежностью индивида, МАХАТ называется БУДХИ - интеллект. Естественной функцией интеллекта является осознание себя и других предметов, сознание различия между субъектами и объектами.

Вторым продуктом эволюции Пракрити, возникающим непосредственно из Махат. является АХАНКАРА или ЭГО - понимание себя как Я и объектов - как "моих", тогда как истинным Я является Пуруша - первичная реальность, единое во всех телах свободное сознание. ЭГО ошибочно рассматривает себя как причину действия, как нечто, имеющее свойства.

В зависимости от того, какая гуна преобладает в Аханкаре, последняя может быть трех видов. При преобладании элемента Саттва из нее возникает 11 органов: 5 органов восприятия, 5 органов действия и ум МАНАС. При преобладании элемента Тамас из нее происходят 5 тонких элементов (Панча Танматра). При преобладании элемента Раджас она (аханкара) обуславливает и первое, и второе, доставляя энергию, необходимую для превращения элементов Саттва и Тамас в свои продукты.

Органы восприятия - зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания - предназначены для восприятия физических качеств: цвета, звука, запаха, вкуса и формы. Органы действия находятся во рту, руках, ногах, анусе и гениталиях. Они выполняют функции речи, труда, передвижения, очищения и воспроизводства. Однако следует отличать реальные органы от видимых (уши, кожа, руки и т.д.). Реальные органы - это силы, присутствующие в видимых органах. Именно эти силы Йога рассматривает как настоящие органы (индрии).

Манас - центральный орган - по своей природе напоминает органы восприятия и органы действия, без его руководства ни один из органов познания и действия не может выполнять своих функций.

Аханкара, Манас, Будхи - Эго, Ум и Интеллект - являются тремя внутренними органами, а органы восприятия и действия - внешними.

Весь ход эволюции от Пракрити до физических (грубых) элементов идет в двух направлениях:

  1. психическом, которое является путем развития из Пракрити интеллекта, эго и одиннадцати сенсомоторных органов;
  2. физическом, которое является путем создания физических элементов и их продуктов из пяти тонких сущностей (танматра).

Пять тонких элементов - потенции, сущности звука, осязания, вкуса и обоняния - лишены специфических воспринимаемых свойств и в связи с этим называются авишеша. Из тонких элементов возникают пять вещественных физических элементов, которые, обладая специфическими свойствами, вызывают определенные этими свойствами ощущения и в связи с этим называются вишеша.

Самадхи, развитое до восприятия тонких аспектов объектов, позволяет воспринимать весь диапазон проявления гун на всех четырех стадиях:

1) Вишеша - специфическое, обладающее свойствами;

2) Авишеша - неспецифическое, универсальное;

3) Линга - дифференцированное, отличное от другого;

4) Алинга - не имеющее отличия, не дифференцированное.

46. Эти виды самадхи содержат зерно.

Сосредоточение, объектом которого являются грубые и тонкие тела, называется Сабия Самадхи - "объективное" Самадхи, в противоположность Нирбия Самадхи, где уже нет объекта медитации или, как его называет Патанджали, зерна. Эти виды сосредоточения не разрушают зерна прежних действий медитирующего, могущих прорасти снова в аханкару, и поэтому не дают освобождения. Те, которые приводят к освобождению - суть следующие.

47. Когда достигается Самадхи и появляются зачатки духовного света.

Когда достигается высшая невозмутимость и Джива становится изолированной и полностью отличается от матери, карма перестает действовать, а идеи проявляются в предельно ясной форме. Йог достигает последней грани, которая отделяет интеллект (низший Буддхи) от следующей ступени духовного совершенства - высшего Буддхи. Приобретается способность интуитивного проникновения в истину, подобного ярчайшей вспышке света, озаряющего все тайники незнания.

48. На высших стадиях Самадхи сознание наполняется истиной

49. Знание, основанное на выводе и доказательстве, отличается от прямого знания, полученного на высших стадиях сознания, потому что это прямое знание основывается на всех особенностях объекта.

Смысл сутры заключается в том, что знание, приобретенное через интеллект, никогда не бывает совершенным, ему не присуща способность видеть объект на фоне целого, тем более он не способен увидеть объект во всей сложности его взаимодействий с окружением. Интуитивное познание свободно от этих недостатков. Правда, интуитивному знанию недостает точности и детальности интеллектуального знания, основанного, как правило, на результатах фиксации приборами процессов реального мира объектов, но зато оно свободно от ошибок. Согласитесь, что восприятие объективной реальности приборами не может дать полного знания реальности. Можно досконально изучить сводку погоды на Южном берегу Крыма, знать влажность и температуру воды и уровень волнения моря, облачность и направление ветра, но это ни на шаг не приблизит нас к пониманию ощущения "отдых на берегу Черного моря", если мы ни разу моря не видели. А ведь органы чувств человека воспринимают только малую часть информации, ограниченную полосой колебаний диапазона электромагнитных воли длиною от 10 (в минус первой степени) до 16 (в минус шестой степени) см. Как же тогда быть с остальной информацией, со всем бесконечным множеством самых различных объектов и систем, которые существуют и движутся в пространстве и времени и обладают неисчерпаемым многообразием свойств?

Обычное познание, даже путем абстрагирования, не может выйти за пределы чувственных образов и понятий, и поэтому область познания во всей своей полноте обычному восприятию недоступна. У человека есть способность, развиваемая сосредоточением, идти за пределы интеллекта и воспринимать информацию, обычному разуму недоступную. Более того, полнота этого восприятия расширяется тем, что интуитивное знание человеком еще и переживается!

50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключают все другие впечатления.

В этой стадии Самадхи контроль воли над разумом настолько полный, что достигается окончательное отождествление свидетеля внутренних состояний с этими состояниями и составляющими их компонентами. Зрящий выделяет эти компоненты из спектра своего резонансного взаимодействия с окружающим миром и, выводя их на уровень объектов, познает и подчиняет. Впечатления, получаемые на этой стадии Самадхи, обычными словами описать невозможно, все слова будут ложью, они настолько сильны, что окончательно исключат все другие впечатления.

51. Когда подавляется и это впечатление, достигается Нарбия Самадхи - самадхи, лишенное зерна.

Достигается освобождение тогда, когда даже подсознательные впечатления интуиции подавляются полностью, и достигается полное сосредоточение, когда наступает восприятие, не скованное рамками личности и, окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает. Одновременно исчезает биджа - зерно, из которого может развиться карма, и, несмотря на то, что некоторые ее потенции остаются, корни их подрезаются полностью, и зерно лишается возможности прорасти.



Hosted by uCoz